Дизайн фасадов. Правила? Правил нет!

Интервью Оргкомитета Форума фасадных инноваций с Михаилом Хазановым, архитектором, профессором МАРХИ, IAA

Мы все воспитаны на формуле Витрувия, на знаменитой триаде: польза, прочность, красота. Или другими словами: функции, конструкции и образ. На самом деле, ничего не нужно принимать на веру. Отдельно красота, отдельно польза и отдельно прочность могут существовать прекрасно.

Гараж может быть с фасадом жилого дома? А почему нет? Чем больше думаешь, тем больше понимаешь, что одно из достижений нашего времени – отсутствие жестких правил. Технические возможности позволяют делать практически все, что угодно. И это развязывает руки и дает энергию к творчеству.

Фасады – важный элемент градостроительной культуры. Когда мы ходим по городу, то обращаем внимание на первые этажи и фасады. Нам не так важно, что находится за ними. Пройдитесь по Мясницкой в Москве: там один дом классика, другой – неоклассика, еще один дом, дом Перлова с китайским магазином – совершенно выпадает из контекста. Посмотрите на фасады домов – они все разные. И замечательно! Каждый пытался заявить о себе, и если заявка высокого класса, то дай Бог каждому, чтобы мы жили в таких городах.

Поэтому правил нет. Все зависит от способностей, таланта, вдохновения архитектора.

Насколько фасад влияет на капитализацию всего здания?

Думаю, сильно влияет. Все-таки фасад – это имидж, а у нас народ «понты» любит. Опять же, правил нет, но есть некий вкус. И люди с хорошим вкусом не захотят жить в доме с отвратительным фасадом и с отвратительным названием.

Как была реализована ваша идея фасадов Дома Правительства Московской области?

Если прищуриться, то все сделано на 80-90%, так, как хотелось вообще. Но если посмотреть внимательнее, то внутри и снаружи сделано достаточно много ошибок. Причем их было легко исправить, но почему-то уже лет восемь-девять ничего не происходит.

С одной стороны, здесь, стекло, как фасадный материал - лучше, чем что-либо работает, потому что оно прозрачно, оно рефлекторно, оно вообще волшебно. А с другой стороны, здесь стекло употреблено и как отделочный материал, то есть за ним утеплитель в каких-то местах. Это не дороже, чем металлопанель.

Стекло в фасадах – действительно волшебно. Оно может внешне выглядеть как металлический ящик. Если вы будете подходить со стороны МКАДа, - это достаточно закрытая металлическая структура. И перед вами, неожиданно, «окоп» перед домом. Вы входите в здание по мостикам. Это неожиданность. Если бы здание стояло на плоскости, половина обаяния бы ушла.

Каковы ваши впечатления от работы со стеклом, как с фасадным материалом?

Стекло – потрясающий материал! Это действительно так. Но вся работа со стеклом сводится к тому, что мы сначала делаем стеклянный дом, а потом очень долго и очень красивыми способами боремся с некоторыми его качествами. Например, с эффектом теплицы, со стрессом стекла, когда тень падает постоянно на одно и то же место. С воронами, которые любят, как бомбардировщики, очень точно кидать камни, пробивая зенитные фонари насквозь. Это еще было замечено на Центре международной торговли. Мы пугаем ворон всякими огромными птицами, которые наклеиваем на стекла.

Мытье, уборка – тоже важные вещи. Если покупать специализированный механизм чистки – он будет стоить столько, сколько четыреста альпинистов будут десять лет мыть каждый квадратный миллиметр. Пока у нас дешевый ручной труд механизмы по уборке, к сожалению, редко задействованы.

Вывод какой? Нормально работают обратные скаты, и довольно сложно чистить скаты, заваленные на нас. Если в одном случае пыль не собирается, и интересное отражение земли. То во втором случае, когда отражается небо, а это иногда нужно для того, чтобы дематериализовать объект, могут быть проблемы с мытьем, потому что конструкция очень быстро покрывается пылью.

Как вы относитесь к использованию в России двойного остекления?

Очень хорошо. Далеко ходить не надо, на Садовом кольце есть комплекс архитектора Сергея Киселева. Там сделано одинарное внешнее молированное стекло, а за ним – обычные стеклопакеты. Это идеально работает.

Почему тогда так мало используется двойное остекление в России?

Во-первых, мы бедные. Во-вторых, наши заказчики не знакомы с современной архитектурой и современными технологиями. У меня был только один заказчик, безумно интересный, и мы построили в Тбилиси дом, который вошел во все европейские и американские каталоги. Заказчик не просто понимал в стекле, а жил им.

Какие инновационные тенденции в фасадном строении сегодня наиболее актуальны в России?

Интерактивные фасады. Иногда мы уже не знаем, где живем – в виртуальном или в реальном мире. Медиа-фасады, фасады, которые общаются с людьми, с площадью, улицей, народом, который там находится. Это линия, за которой очень большое будущее.

У нас, например, были предложения, чтобы фасады не просто меняли выражение «лица», а трансформировались. В глубине были экраны, которые транслировали одну архитектуру, а архитектура внешняя была очень простой – порталы, в которых все происходит внутри, чтобы днем все было хорошо видно.



РЕГИСТРАЦИЯ